Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы дефектолога

Советы дефектолога

Как помочь ребенку заговорить

Как правильно читать книги детям

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Полезные игрушки для детей до 3 лет

как правильно играть с ребенком

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

 ПЕРВЫЕ ТРИ ГОДА ЖИЗНИ ЯВЛЯЮТСЯ САМЫМИ ЗНАЧИМЫМИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. В ЭТОТ ПЕРИОД ДЕТИ РАЗВИВАЮТСЯ НАИБОЛЕЕ ИНТЕНСИВНО. ИМЕННО В ЭТО ВРЕМЯ ФОРМИРУЮТСЯ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ, ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. ЭТОТ ПЕРИОД – ОСНОВА ЕГО БУДУЩЕГО ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ.

  1. Уход и внимание, которое получает ребенок на протяжении первых восьми лет жизни, особенно в первые три года, имеют очень большое значение и влияют на всю дальнейшую жизнь.

Опека и привязанность на протяжении первых лет жизни помогают ребенку активно развиваться. Когда вы держите ребенка на руках, ласкаете его и разговариваете с ним, вы стимулируете его рост и эмоциональное развитие. Находясь рядом с матерью и получая грудное кормление тогда, когда он хочет, а не по заведенному графику, ребенок чувствует себя защищенным, а потому ведет себя уверенно и спокойно. Грудным детям необходимо материнское молоко и для питания, и для полноценного развития.

Девочки и мальчики имеют одинаковые физические, умственные, эмоциональные и социальные потребности; и те,  другие имеют равный потенциал для обучения, и тем, и другим нужны внимание, привязанность и одобрение родителей.

Плач является способом, с помощью которого ребенок общается с окружающими и дает знать о своих потребностях. Родителям важно реагировать на плач ребенка, брать его на руки, разговаривать с ним. Такое чуткое поведение родителей создает атмосферу безопасности, доверия и понимания, которые необходимы для здорового развития ребенка.

Дети с ослабленным здоровьем и, особенно, дети с анемией, а также дети, которые не получают полноценного питания, чаще капризничают, испытывают различные страхи, теряют желание играть, открывать новое и общаться с другими. Эти дети нуждаются в особом внимании и лучшем питании.

Детские эмоции такие же реальные и сильные, как эмоции взрослого человека. Дети легко разочаровываются, если они не могут сделать или получить то, что им хочется. Они часто испытывают страх перед незнакомыми ситуациями, явлениями и новыми людьми. Дети, над которыми смеются, которых наказывают или игнорируют, могут вырасти либо робкими, либо агрессивными, то есть неспособными адекватно проявлять свои эмоции. Если же родители или воспитатели проявляют терпение и понимание к проявлению эмоций ребенка, он вырастет более счастливым, уравновешенным и легко адаптирующимся в любой социальной среде, детском садике, школе, высшем учебном заведении и на работе, что неизменно приводит к лучшей социальной реализации.

Никогда не говорите ребенку, что вы его не любите, если он сделал что-то не так. Важно, чтобы ребенок мог разделять оценку своих отдельных поступков, качеств, конкретной ситуации и оценку себя как человека и личности. Удерживайтесь от желания стыдить своего ребенка при посторонних, рассказывать о его проблемах и недостатках и никогда не отказывайте ребенку в поддержке и помощи.

Откажитесь от привычки сравнивать своего ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собою – каким он был вчера, сегодня.

Физическое наказание или проявления жестокости могут навредить развитию ребенка. Дети, которых наказывают, сами будут склонны к проявлениям жестокости. Четкое, понятное и аргументированное объяснение взрослого относительно того, что делать нельзя, и одобрение правильного поведения – наиболее эффективные способы воспитания дисциплины.

Родители играют главную роль в жизни ребенка. При этом роль отца ничем не уступает роли матери. Отец, как и мать, создает атмосферу любви и привязанности, обеспечивает полноценное питание, надлежащий уход, стимулирует физическое, эмоциональное, познавательное, речевое, эстетическое и экологическое развитие ребенка.

  1. Дети лучше развиваются и растут, если получают полноценное питание, адекватный медицинский уход, надлежащую любовь, опеку, поощрение, и если для них создаются условия, способствующие умственному развитию.

Контакт «кожа к коже» и начало грудного вскармливания в первый час после родов помогает ребенку установить глубокую эмоциональную связь с матерью, лучше расти и развиваться.

Ребенок познает мир с момента рождения. Обоняние, прикосновение, слух, зрение осязание и вкус – главные инструменты новорожденного ребенка, с помощью которого он познает окружающий мир.

Контакт «кожа к коже» и начало грудного вскармливания в первый час после родов помогает ребенку установить глубокую эмоциональную связь с матерью, лучше расти и развиваться.

Ребенок познает мир с момента рождения. Обоняние, прикосновение, слух, зрение, осязание и вкус – главные инструменты новорожденного ребенка, с помощью которых он познает окружающий мир.

Перемещаясь на руках взрослого человека, ребенок имеет возможность видеть больше предметов, дотрагиваться до них, сверять свои ощущения с эмоциями и словами взрослого и таким образом познавать мир и формировать свое отношение к нему.

Очень важно, чтобы у ребенка были игрушки и предметы, на которые он может смотреть, которые он может брать в руки, исследовать. Ребенку надо называть предмет, говорить, какой он, показывать, как с ним играть или что с ним можно делать. Это и есть процесс обучения. Интеллект новорожденного развивается быстрее, если с ним чаще общаются и играют. С самого рождения мама, а вслед за ней и другие близкие должны начинать побуждать его к общению. В процессе такого общения формируется личность ребенка.

Если с детьми мало общаются, ограничиваясь только уходом и кормлением, это приводит к задержке в развитии. Почти все дети, оставшиеся без попечения родителей, несмотря на самый качественный уход, имеют задержки в развитии. Отсутствие позитивного эмоционального общения может привести даже к необратимым дефектам в развитии мозга ребенка. Грудных детей и малышей нельзя оставлять на длительное время одних. Это задерживает их физическое и умственное развитие.

Родителям нужно читать, петь и разговаривать с детьми с самого рождения. Эти первые «разговоры» способствуют развитию речи и создают мотивацию к обучению.

Обучая детей языку, мы помогаем им развивать способность думать и выражать себя. Дети быстро изучают язык через песни, семейные истории, стихи и игры.

Интеллект новорожденного развивается быстрее, если с ним чаще общаются и играют. С самого рождения мама, а вслед за ней и другие близкие должны начинать побуждать его к общению. В процессе такого общения формируется личность ребенка.

Не должно быть никаких различий в вопросах питания, ухода и приоритетов развития мальчиков и девочек. Всем детям необходимо обеспечивать полноценное питание, уход, безопасную и развивающую среду. Всех детей надо хвалить и поощрять, когда они учатся делать или говорить что-то новое.

  1. Поощряя детей к игре и открытию нового, мы помогаем им познавать мир и обеспечиваем их полноценное развитие.

Дети играют, так как это весело, но каждая игра чему-нибудь учит и развивает. Игра помогает детям расширить знания и опыт, развивает любопытство и уверенность. Дети учатся проверять что-то новое, сравнивая результаты, задавая вопросы и сталкиваясь с проблемами. Игра развивает речевые навыки, мышление, способность планировать, организовывать и принимать решения. Поощрение и игра имеют особое значение для ребенка с особенностями психофизического развития.

         Очень важно играть вместе с ребенком. Члены семьи должны помочь детям в их игре, ставя перед ними простые задачи с четкими инструкциями, давая предметы и предлагая сделать что-то новое, но, в то же время, не доминируя в игре. Важно внимательно следить за ребенком во время игры и развивать его идеи и предложения.

Игрушка – предмет, служащий для забавы, но одновременно и средство развития ребенка. Всем детям для игры нужны разнообразные простые игрушки, отвечающие их уровню развития. Для самых маленьких детей нужны пластмассовые, разноцветные, звучащие погремушки, резиновые игрушки-пищалки. Для детей постарше могут служить самые разные природные материалы и предметы. Вода, песок, картонные коробки, деревянные геометрические фигуры, кастрюли и крышки – не хуже, чем игрушки, купленные в магазине.

Родителям нужно много терпения, когда маленькие дети настаивают на том, чтобы сделать что-то без посторонней помощи. Они учатся, стараясь достичь положительного результата. Основная часть обучения ребенка – это попытка что-то сделать, а это не всегда удается. Родителям нужно определиться, когда именно прийти на помощь, а когда дать возможность найти самостоятельное решение. Если ребенок защищен от опасности, его стремление делать что-то новое и сложное является прогрессом в его развитии. Малыши постоянно изменяются и развивают новые способности. Родители должны следить за этими изменениями и предлагать все более сложные игры и задания.

  1. Наблюдая за людьми вокруг себя, дети имитируют их поведение и ведут себя так же.

Пример старших детей и взрослых больше всего влияет на формирование личности и поведения ребенка. Дети учатся, подражая поведению окружающих взрослых, а не делая то, что им говорят делать. Если взрослые кричат и ведут себя жестоко, дети поступают так же. Если же взрослые относятся друг к другу с уважением, терпением и нежностью, дети будут подражать им. Дети учатся вести себя с другими так, как другие ведут себя с ними.

Детям нравится играть разные роли, имитировать разных людей, меняться ролями со взрослыми. Нужно поощрять такое поведение, поскольку оно дает возможность развивать воображение ребенка. Оно также помогает им понять и принять поведение других людей.

  1. Все родители и воспитатели должны знать, как развиваются дети раннего возраста.

Родители и воспитатели должны знать основные признаки нормального развития ребенка. Им также надо знать о том, когда нужно обратиться за помощью и как создать заботливое, любящее окружение для ребенка с особенностями психофизического развития.

Все дети растут и развиваются по похожему образцу, но у каждого ребенка свои собственные темпы развития.

Родители могут выявить признаки возможных отклонений развития и особенностей у ребенка, наблюдая за тем, как ребенок реагирует на прикосновения, звуки и движение. Если ребенок развивается медленно, родители или педагоги могут это исправить, уделяя больше времени игре и общению с ребенком, прикосновениям и эмоциональным контактам с ним.

Если же ребенок никак не реагирует на действия и внимание родителей, нужно обратиться за помощью. Очень важно сразу прибегнуть к действиям, чтобы помочь ребенку с особенностями развития достичь своего полного потенциала. Родителям и воспитателям нужно развивать способности ребенка.

Ребенок, который чувствует себя несчастным или страдает от эмоционального разлада, может вести себя неадекватно. Например, могут наблюдаться: внезапная агрессия, грусть, леность; ребенок может стать непослушным или капризным, часто плачет, жестоко ведет себя по отношению к другим детям, хочет быть в одиночестве вместо того, чтобы играть с друзьями, теряет аппетит, страдает от бессонницы.

С целью раннего выявления отклонений в развитии ребенка и получения своевременной медицинской помощи необходимо посещать детского врача с профилактической целью, т.е. не тогда, когда ребенок болеет, а тогда, когда он на вид здоров. Детский врач осуществляет профилактический осмотр ребенка, оценивает его нервно-психическое и физическое развитие и, в случае необходимости, назначает соответствующее обследование и консультации других специалистов. В то же время родители сами должны знать, как развивается ребенок, чтобы вовремя заметить отклонения и своевременно обратиться к специалистам.

 

В ВОЗРАСТЕ ОДНОГО МЕСЯЦА

 

РЕБЕНОК МОЖЕТ:

  • Плавно прослеживать взглядом за движением руки или иного движущегося предмета.
  • Поворачивать голову в направлении звука или света.
  • Удерживать в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)
  • Прислушиваться к звукам и голосам.
  • Пытаться поднимать голову, лежа на животе.
  • Улыбаться в ответ на обращение взрослого.
  • Поворачивать голову, реагируя на звуки и голоса.
  • Поднимать руку и прикасаться ко рту, лицу или телу.
  • Сосать грудь и касаться ее своими руками.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ:

  • Первый контакт матери и ребенка «кожа к коже» должен начаться сразу после родов.
  • Начните кормить грудью на протяжении первого часа после родов.
  • После родов ребенок должен находиться только с матерью.
  • Как можно чаще берите на руки и ласкайте ребенка, обнимайте его, обращайтесь к малышу по имени.
  • Всегда доброжелательно ведите себя с ребенком, даже если вы утомлены или огорчены.
  • Разговаривайте с ребенком, читайте ему, напевайте ему песенки.
  • Своевременно реагируйте на признаки дискомфорта малыша, не заставляйте его долго кричать.
  • Часто кормите ребенка грудью (по требованию/желанию ребенка), по крайней мере, каждые четыре часа, и не избегайте ночных кормлений.
  • Когда держите ребенка вертикально, всегда поддерживайте его головку.
  • Научитесь делать массаж ребенку.
  • Следует знать, что первые трое суток после выписки из родильного дома и на двадцатый день жизни ребенка должен осмотреть врач-педиатр дома, а в первый месяц – в поликлинике.
  • Медицинская сестра должна на протяжение первого месяца жизни ребенка осуществлять осмотр не реже одного раза в неделю дома.
  • Необходимо знать, что продолжительность бодрствования ребенка в среднем составляет пять часов.
  • Во время бодрствования ориентируйтесь на реакцию и самочувствие ребенка, не утомляйте его. 

ТРЕВОЖНЫЕ ПРИЗНАКИ:

  • Слабое сосание или отказ от груди матери.
  • Слабое движение ножками или ручками.
  • Незначительная или совсем отсутствующая реакция на громкие звуки и яркий свет.
  • Непрерывный плач без очевидной причины.

 

В ВОЗРАСТЕ ОДНОГО - ТРЕХ МЕСЯЦЕВ

 

РЕБЕНОК МОЖЕТ:

  • Следить за предметом, находясь в любом положении, длительно сосредотачивать взгляд на нем.
  • Улыбаться, гулить, радостно повизгивать, двигать руками, ногами, выпрямлять их (комплекс оживления).
  • Поворачивать голову на человеческий голос.
  • Удерживать голову в вертикальном положении на руках у взрослого, лежа на животе.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ:

  • Изобретайте различные варианты положительного эмоционального общения: разговаривайте с ребенком ласковой интонацией, повторяйте его любимые звуки, меняйте высоту голоса, улыбайтесь ему, обращайтесь по имени, берите ребенка на руки, заглядывайте ему в глаза, задерживайте его взгляд на себе, как можно дольше.
  • Предоставьте возможность малышу активно участвовать в общении.
  • Слушайте с ребенком различные музыкальные произведения, напевайте ему колыбельные песенки.
  • Укрепляйте детские ручки и пальчики: вкладывайте в ладонь ребенка палец, ленточки, другие различные по фактуре, форме и величине предметы.
  • Необходимо знать, что длительность бодрствования в среднем составляет 5-5,5 часов (в два месяца) и 6-7 часов (в три месяца)

ТРЕВОЖНЫЕ ПРИЗНАКИ:

  • Вялость движений.
  • Отсутствует реакция на звук.
  • Отказ от кормления грудью и другой пищей.
  • Отсутствие реакции на обращение взрослого

 

В ВОЗРАСТЕ ТРЕХ – ШЕСТИ  МЕСЯЦЕВ

 

РЕБЕНОК МОЖЕТ:

  • Свободно поворачивать голову на звуки.
  • Удерживать игрушку в руке, брать ее из рук взрослого и активно играть с ней.
  • Осознанно отвечать улыбкой на разговор с ним, подолгу певуче гулить.
  • Ярко проявлять комплекс оживления (улыбаться, гулить, лепетать, двигать руками и ногами, радостно повизгивать).
  • Начинать произносить отдельные слоги (начало лепета).
  • Имитировать мимику взрослого.
  • Поднимать голову и верхнюю часть тела, лежа на животике.
  • Добираться до интересующих его предметов.
  • Переворачиваться в обе стороны.
  • Сидеть, на что-то опираясь.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ:

  • Используйте разнообразные типы взаимодействия с малышом: инициируйте улыбку и двигательное оживление ребенка, обращайтесь по имени, поглаживайте ребенка, прикасайтесь к нему.
  • Используйте для речевого подражания произведения фольклора (стихи, колыбельные, сказки и т.д.).
  • Поощряйте попытки ребенка лежа на животе дотянуться до игрушки, подползать к ней, отталкиваться ногами от опоры в вертикальном положении при поддержке взрослого.
  • Учите ребенка брать игрушки вначале из удобного положения, затем из рук взрослого и любых положений.
  • Кладите ребенка на чистую, ровную безопасную поверхность, чтобы он мог свободно двигаться и доставать предметы.
  • Кладите и держите ребенка так, чтобы он мог видеть, что происходит вокруг.
  • Продолжайте кормить ребенка грудью днем и ночью.
  • Разговаривайте, пойте и читайте ребенку как можно чаще.
  • Посещайте врача-педиатра 1 раз в месяц на протяжении первого года жизни с профилактической целью.
  • Помните, что длительность бодрствования в среднем 6-7 часов (в четыре месяца); 6,5-7 часов (в пять месяцев), 8-8,5 часов (в шесть месяцев)

ТРЕВОЖНЫЕ ПРИЗНАКИ:

  • Ограниченность движений в суставах, вялость движений.
  • Постоянные однотипные движения головой (это может быть признаком ушной инфекции; если ее не лечить, она может послужить причиной глухоты).
  • Ограничения или совсем отсутствующие реакции на звук, знакомые лица или грудь матери.
  • Отказ от кормления грудью и другой пищи.

 

В ВОЗРАСТЕ ШЕСТИ - ДЕВЯТИ МЕСЯЦЕВ

 

РЕБЕНОК МОЖЕТ:

  • Находить источник звука в любом месте.
  • Производить разнообразные действия с предметами: постукивать, бросать, подносить ко рту, обследовать губами, языком, переворачивать, разглядывать под разным углом зрения.
  • Активно ползать, опираясь преимущественно на ладони и колени.
  • Ходить при поддержке на обе руки.
  • Манипулировать по-разному предметами, в зависимости от их свойств (вынимать, открывать, нажимать, перекладывать и т.д.).
  • На вопрос «где?» искать и находить несколько предметов (2-3) на постоянных местах.
  • Искать упавший предмет.
  • Внимательно следить за деятельностью окружающих.
  • По-разному вести себя по отношению к знакомым и незнакомым людям.
  • По слову взрослого выполнять разные действия («ладушки», «дай ручку», и другие).
  • Выражать удовлетворение, добравшись до предмета.
  • Настойчиво тянуться к определенному предмету.
  • Выражать недовольство, когда у него забирают понравившуюся ему вещь.
  • Пить из чашки, которую держат, хорошо есть из ложки, сжимая пищу губами.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ:

  • Способствуйте возникновению у малыша потребности в совместных действиях со взрослым.
  • В процессе совместных действий разговаривайте с малышом, проговаривайте то, что он делает, комментируйте свои действия словами.
  • Учите ребенка находить взглядом, затем и указательным жестом названную взрослым игрушку, учите выполнять по просьбе взрослого игровые действия («ладушки» и др.).
  • .помогайте ребенку осваивать новые движения: вставать на четвереньки; садиться из положения лежа; ложиться из положения сидя; сидеть без поддержки; вставать с поддержкой взрослого; вставать и опускаться, придерживаясь за опору.
  • Инициируйте действия с предметами: осматривать, перекладывать из руки в руку, размахивать, бросать; катать шарики, мячи, сжимать резиновую игрушку, издающую звуки, вкладывать мелкие предметы в коробку, открывать ее и вынимать предметы.
  • Необходимо знать, что длительность бодрствования в среднем 8,5-9 часов (семь месяцев); часов 8,5-9 часов (восемь месяцев), 9,5-10 часов (девять месяцев)

ТРЕВОЖНЫЕ ПРИЗНАКИ:

  • Ребенок одинаково реагирует на знакомого и незнакомого человека.
  • Ребенок не проявляет интерес к действиям с предметами.
  • У ребенка плохой аппетит.
  • Ребенок отказывается от общения и взаимодействия со взрослыми.

 

В ВОЗРАСТЕ ДЕВЯТИ - ДВЕНАДЦАТИ МЕСЯЦЕВ

 

РЕБЕНОК МОЖЕТ:

  • По-разному действовать с предметами: размахивать, бросать, держать коробку в руках и класть в нее игрушки, осматривать содержимое коробки, доставать из нее предметы.
  • На вопрос «где?» находить предметы в разных местах, не зависимо от их местоположения.
  • Рассматривать картинки в книжке.
  • Различать предметы по форме.
  • Узнавать на фотографии знакомого человека.
  • Произносить шесть-десять облегченных слов.
  • Понимать названия нескольких предметов, действий, имена взрослых, а так же выполнять отдельные поручения («найди», «принеси», «отдай», «положи на место и др.).
  • Радоваться приходу детей, избирательно к ним относиться.
  • Подражать действиям и движениям взрослого, ребенка с игрушками (толкать, стучать, включать, выключать и т.д.)
  • Понимать запреты взрослого (нельзя).
  • Самостоятельно пить из чашки, или с помощью взрослого, слегка поддерживающего ее руками.
  • Самостоятельно выполнять различные действия с игрушками (катать, возить, кормить, включать механические игрушки, баюкать куклу, мишку и т.д.).
  • Брать мелкие предметы пальчиками.
  • Знать свое имя.
  • Стоять без опоры.
  • Приседать, наклоняться, выпрямляться.
  • Делать самостоятельно несколько шагов без поддержки или самостоятельно проходить небольшие расстояния.
  • Сидеть без поддержки.
  • Ползать на руках и коленках, подтягиваться и становиться.
  • Стараться повторять звуки и слова, отвечая на простые вопросы.
  • Повторять жесты и звуки, пытаясь привлечь внимание.
  • Начать держать ложку и чашку, стараясь есть самостоятельно.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ:

  • Поощряйте эмоциональную отзывчивость ребенка.
  • Демонстрируйте ребенку доброе отношение к другому ребенку, к людям, ко всему живому, поскольку у малыша развивается способность к подражанию, обогащайте малыша новыми впечатлениями, знакомя с детьми и взрослыми.
  • Формируйте у ребенка доверительное отношение  к окружающим людям, желание вступить в контакт не только с близкими, но и с другими людьми.
  • Совершенствуйте исследовательские действия с предметами.
  • Формируйте способы действия с предметами, направленные на ознакомления с их свойствами.
  • Создавайте условия для успешного овладения с ходьбой: поднимайте ребенка, переносите ребенка вперед на небольшое расстояние, прыгайте вместе с ним, поворачивайтесь вокруг себя; предлагайте детям игрушки, стимулирующие ходьбу, такие как тележки, машинки, цветные мячи, шарики, кольца.
  • Предоставьте ребенку возможность многое увидеть, потрогать руками: берите ребенка на руки, путешествуйте по квартире, подносите его к окну, совершайте прогулки по улице…
  • Говорите с ребенком, называйте увиденное словами, повторяйте сказанное малышом, просите ребенка выполнить простые, уже известные ему действия: возьми, положи, покажи, дай, брось, одень.
  • Рассматривайте с ребенком книжки, просите показать тот или иной объект; семейные фотографии,  спрашивайте: «Где мама?», «Где папа?», «Где Сашенька?».
  • Сделайте помещение по-возможности безопасным, чтобы предотвратить травмы: расставьте мебель так, чтобы не было больших пространств; проверьте устойчивость предметов; предусмотрите по всей квартире уголки для отдыха.
  • Обогащайте малыша новыми впечатлениями, знакомя с детьми и взрослыми.
  • Говорите и играйте с ребенком по-возможности чаще.
  • Используйте время приема пищи, чтобы общаться со всеми членами семьи.
  • Не оставляйте ребенка на несколько часов в одном положении.
  • Продолжайте кормить грудью и следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно разнообразное дополнительное питание.
  • Помогайте ребенку учиться есть самостоятельно.
  • Сделайте ребенку все необходимые прививки.
  • Проследите, чтобы в рационе ребенка в необходимом количестве присутствовали жизненно важные для его развития вещества (железо, йод, цинк) и витамины.
  • Постарайтесь не использовать подгузники и приучайте ребенка контролировать свои физиологические потребности.
  • Обязательно в возрасте ребенка от одного до двух лет посещайте врача-педиатра 1  раз в квартал с профилактической целью.
  • Помните, что длительность бодрствования в среднем 9,5-10 часов (десять месяцев), 10-11 часов (одиннадцать месяцев), 10,5-11 часов (двенадцать месяцев)

ТРЕВОЖНЫЕ ПРИЗНАКИ:

  • Ребенок не произносит никаких звуков в ответ на обращение взрослого.
  • Ребенок не смотрит на движущиеся предметы.
  • Ребенок ведет себя апатично и не реагирует на мать.
  • У ребенка плохой аппетит или он отказывается от пищи.

 

В ДВУХЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ

РЕБЕНОК МОЖЕТ:

  • Ходить, лазить, бегать.
  • Одеваться, соблюдая необходимую последовательность.
  • Знать назначение предметов индивидуального пользования: расчески, носового платка, полотенца и т.п.
  • Знать, как обратиться в нужный момент за помощью ко взрослому.
  • Выполнять игровые действия с предметами и игрушками, разными по форме, величине, цвету, назначению.
  • Вступать в контакт со сверстниками: наблюдать за действиями другого ребенка; подражать его действиям, стремиться поделиться сладостями, игрушками, говорить о своих переживаниях.
  • Проявлять первые самостоятельные желания («хочу», «не хочу»).
  • Собирать двухместные и трехместные дидактические игрушки.
  • Раскладывать предметы по убывающей величине; понимать слова «поменьше», «побольше».
  • Подбирать и приносить по слову взрослого предметы того или иного цвета; выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно – цвет и величину; форму и величину; форму и цвет, используя дидактические и народные игрушки, бытовые предметы.
  • Говорить простые короткие словосочетания (с пятнадцатимесячного возраста).
  • Задавать простые вопросы.
  • Стараться рисовать карандашом или фломастером.
  • Наслаждаться сказками и пением.
  • Имитировать поведение других людей.
  • Есть самостоятельно.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ:

  • Читайте, пойте и играйте вместе с ребенком.
  • Учите ребенка избегать опасных предметов.
  • Разговаривайте с ребенком нормально, не используя детский язык.
  • Продолжайте кормить грудью, следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно пищи и употреблял разнообразные продукты.
  • Поощряйте но не принуждайте ребенка есть.
  • Хвалите достижения ребенка.
  • Оберегайте ребенка от травм, предупреждайте возможные падения.
  • Обязательно посещайте детского врача не реже двух раз в год с профилактической целью.
  • Создавайте атмосферу психологического комфорта, содействуйте развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности, безопасности.
  • Доброжелательно и терпеливо относитесь к малышу; давайте ребенку понять, что его любят и беспокоятся о нем.
  • Побуждайте ребенка к совместным действиям с предметами и игрушками, поддерживайте потребность в доброжелательном внимании взрослого, общении с ним.
  • Хвалите достижения ребенка, разделяйте его удовольствие от первых успехов и доброжелательных усилий.
  • Стимулируйте вступление ребенка в непродолжительный контакт со сверстниками: наблюдение за действиями другого ребенка; подражание его действиям.
  • Поощряйте интерес к сверстнику, стремление поделиться сладостями, игрушками, говорить о своих переживаниях.
  • Для восстановления дисциплины установите для ребенка простые правила и не требуйте от него чего-то нереального.
  • Играйте вместе с ребенком, побуждая его к дальнейшему развитию игрового сюжета.

ТРЕВОЖНЫЕ ПРИЗНАКИ:

  • Ребенок не реагирует на других.
  • Ребенку тяжело удержаться на ногах или сохранить равновесие, когда он ходит (обратитесь к врачу).
  • Ребенок перенес травму.
  • У ребенка непонятные изменения в поведении (особенно, если за ним присматривали другие)
  • У ребенка плохой аппетит.

В ТРЕХЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ

РЕБЕНОК МОЖЕТ:

  • Ходить, бегать, лазить и прыгать без затруднений.
  • Узнавать и называть знакомые предметы и рисунки, когда на них показывают.
  • Составлять предложения из двух-трех слов.
  • Говорить свое имя и возраст.
  • Распознавать цвета.
  • Распознавать цифры и буквы.
  • Играть с воображаемыми предметами.
  • Самостоятельно есть.
  • Выражать привязанность.
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться; аккуратно складывать одежду; застегивать молнию, пуговицу, завязывать шнурки.
  • Осмысленно пользоваться предметами индивидуального назначения: расческой, стаканом для полоскания рта, полотенцем, носовым платком.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ:

  • Поддерживайте у детей положительный эмоциональный настрой.
  • Обеспечьте эмоциональную поддержку (ласку, одобрение).
  • Помогите детям, поступающим в дошкольное учреждение, расставание с близкими людьми успешно адаптироваться к изменившимся условиям жизни.
  • Развивайте и поддерживайте потребность ребенка в общении и сотрудничестве со взрослым.
  • Поощряйте желание вступать в контакт со сверстниками; побуждайте малышей к игре рядом и вместе друг с другом.
  • Побуждайте детей пожалеть другого человека (взрослого или сверстника), если он обижен, огорчен, расстроен; поддерживайте каждое проявление ребенком доброжелательности; поощряйте общение.
  • Учите элементарным способам общения, умению обратиться с просьбой, поменяться игрушкой с другим ребенком.
  • Поддерживайте высокую самооценку ребенка, его стремление быть хорошим; положительно оценивайте те или иные поступки малыша.
  • Поддерживайте его стремление действовать самостоятельно, уверенность в себе, в своих силах.
  • Учите выделять цвет, форму, величину предметов.
  • Создавайте условия, в которых ребенок испытывает удовольствие от обсуждения со взрослыми литературных произведений.
  • Рассказывайте ребенку истории, сказки и учите его рассказывать стихи и петь песни.
  • Читайте и рассматривайте вместе с ребенком книжки, рассказывая о рисунках.
  • Выделите ребенку его собственную посуду для еды.
  • Продолжайте поощрять ребенка есть разнообразную пищу, не ограничивая его во времени.
  • Помогите ребенку научиться одеваться, умываться и пользоваться туалетом без посторонней помощи.
  • Обязательно посещайте врача-педиатра 1 раз в год с профилактической целью.

ТРЕВОЖНЫЕ ПРИЗНАКИ:

  • Отсутствие интереса к играм.
  • Неуверенные движения, частые падения.
  • Неспособность брать и удерживать маленькие предметы.
  • Неспособность говорить, используя несколько слов.
  • Отсутствие аппетита или плохой аппетит.

 

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИМЕЮТ ТАКИЕ ЖЕ ПРАВА, КАК И ДРУГИЕ ДЕТИ, И ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ТАКИЕ ЖЕ ВОЗМОЖНОСТИ. СЕМЬЯ – НАИЛУЧШЕЕ МЕСТО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

  1. Дети с особенностями развития имеют такие же права, что и обычно развивающиеся дети.

К категории детей с особенностями психофизического развития относятся дети, имеющие физические и (или) психические нарушения, приводящие к отклонениям в общем развитии и препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий.

Основные права ребенка – на полноценную жизнь, заботу и уход, на получение качественного образования, медицинское обслуживание, всестороннее и полноценное развитие, на проживание в семье – принадлежат всем детям, независимо от состояния их физического и психического здоровья.

На протяжении последних лет в Беларуси принят ряд законов, в которых оговорены права детей с особенностями в развитии.

Государство гарантирует детям-инвалидам, детям с особенностями психофизического развития бесплатную дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и их родителями учебных заведений, получение базового и профессионального образования.

Согласно Закону Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов», для детей-инвалидов создаются условия для обучения, воспитания, получения профессии в учреждениях образования общего типа и специальных учреждениях образования.  Для лиц с особенностями психофизического развития, находящихся на стационарном лечении в организациях здравоохранения, а так же принятых в учреждениях социального обслуживания, создаются условия для получения образования соответствующего уровня.

Дети с особенностями в развитии нуждаются в признании равных прав с их нормально развивающимися сверстниками, но, вместе с тем, нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны ближайшего окружения, а так же всего общества

  1. Оказание ранней медико-психолого-педагогической комплексной помощи семье, впервые столкнувшейся с наличием у ребенка серьезных нарушений в развитии, может смягчить остроту проблемы. Все дети обучаемы.

Все дети растут и развиваются по одним и тем же принципам, но у каждого ребенка свой темп развития. Если у родителей появились подозрения, что их ребенок развивается иначе, чем остальные дети, они могут сравнить достижения, которые демонстрирует их ребенок со стандартными показателями нормального развития.

При выявлении каких-либо волнующих признаков родителям необходимо сразу обратиться к специалистам (детскому врачу, неврологу, логопеду, психологу) за квалифицированной помощью или консультацией по интересующим вопросам. Профессионалы проверят, насколько обоснованы опасения родителей, проведут обследования ребенка, дадут рекомендации по уходу, а, при необходимости, и лечению.

Психолого-медико-педагогическое обследование, целью которого является изучение с использованием специальных методов и методик индивидуальных особенностей личности ребенка, развития его познавательной и эмоционально-волевой сфер, потенциальных воз0-можностей и состояния здоровья, поможет определить, нуждается ли ребенок в специальных условиях для получения образования.

Если дома малыш не может чему-то научиться (например, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, понимать чужую речь, общаться с другими людьми, как взрослыми, так и сверстниками) и у родителей не получается ему помочь в этом, им следует обратиться в службы раннего вмешательства, которые открываются при детских поликлиниках и в центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)

Ранняя комплексная помощь представляет собой систему мер, включающую выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с медико-психолого-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждений образования и организаций здравоохранения.

Нарушение одной из функций приводит к проблемам в развитии ребенка только при определенных обстоятельствах, поскольку это не всегда влечение за собой дальнейшего нарушения. Так,  например, при потере слуха на одно ухо или при поражении зрения на один глаз возможность воспринимать звук или зрительные сигналы сохраняется.

Родителям важно знать, что нарушения подобного рода не служат препятствием для зачисления детей с особенностями в учреждения образования общего типа, однако, для этого необходимо создание специальных условий, которые бы способствовали обучению, а так же социализации и интеграции ребенка с особенностями в общество. Ребенок с особенностями в развитии, находясь в обществе сверстников, не чувствует различия между собой и обычным ребенком, он также хочет играть, веселиться, познавать, соперничать в стремлении быть сильнее, лучше, быстрее. Ребенок с особенностями в развитии делает окружающих намного гуманнее.

В системе образования увеличилось число учреждений образования общего типа, в которых есть специальные группы (классы) для детей с особенностями психофизического развития, группы (классы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания. Создание такого рода государственных учреждений образования позволяет детям с особенностями развития проживать в семье и получать специальное образование по месту жительства.

Родители детей с тяжелыми множественными нарушениями   теперь получают не только медицинскую помощь у врачей-педиатров в районной поликлинике, но и могут обращаться в центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства для организации обучения их детей. такая возможность позволяет существенно смягчить остроту проблемы, связанной с социализацией семьи и самого ребенка в обществе.

  1. Семья – идеальное место для максимальной реализации потенциала ребенка, потому что никто не сможет так любить ребенка и заботиться о нем, как его собственные родители.

Дети должны, если есть хоть какая-то возможность, жить в семье, рядом с людьми, которые заботились бы о них и любили их. Именно близкие люди должны быть спутниками ребенка в детстве. Это способствует тому, чтобы оценить развитие ребенка в раннем детстве, выявить нарушения, если таковые есть, и проследить, чтобы семья получила помощь как можно быстрее. Поддержка и помощь с самого начала направлена на то, чтобы вокруг ребенка создалась благоприятная для его развития обстановка. Родителей и тех, кто заботится о малыше, рассматривают как важных партнеров в любой программе помощи ребенку.

Когда рождается в семье ребенок с особенностями в развитии, главное – то, что он родился и имеет право на нормальную жизнь дома, в своей семье, с людьми, которые его любят и понимают. Нормальная жизнь должна обязательно включать в себя свободу – возможность выбирать, проявлять инициативу, принимать решения, которые другие люди будут уважать. Нормальная жизнь означает также включение в жизнь общества – возможность посещать детский сад или школу, иметь друзей, ходить в театры и т.д.

Одна из самых главных потребностей маленького ребенка – наличие постоянного ухаживающего, с которым можно установить безопасные отношения. Поэтому маленькие дети очень болезненно переживают разлуку с близкими, хотя не всегда это могут выразить словами. Взрослый, находящийся рядом с ребенком постоянно, помогает ему справляться с трудностями повседневной жизни. Особенно это касается маленьких детей. на первых годах жизни формируется привязанность ребенка к матери или другому значимому взрослому – это эмоциональная близость, ощущение защищенности и заботы, которые могут быть только в любящей семье. все дети, и, особенно дети с особенностями в развитии, нуждаются в стабильных и доверительных отношениях с людьми, которые о них заботятся. Ранний опыт общения младенца с близким окружением есть необходимое условие для развития способности общаться и учиться. Устойчивая привязанность способствует развитию любого малыша и воспитанию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т.е. всего, что является появлением истинно человеческих качеств.

В последние годы в Республике Беларусь уделяется много внимания семьям, у которых родился ребенок с особыми потребностями. На самых первых этапах сопровождения семьи создаются группы первичной поддержки при роддомах, затем центры раннего вмешательства, реабилитационные клиники и центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые сотрудничают с семьей и ребенком на протяжении первых лет жизни. Жизнь ребенка с особыми потребностями и его семьи должны быть, насколько это возможно, нормальной с самого рождения, и система оказания помощи семье способствует созданию и обеспечению благоприятных условий для развития любого ребенка.

Разделы сайта