Выступление А.И.Бацуновой.
Взаимодействие систем образования и социальной защиты по повышению качества жизни детей с особенностями психофизического развития
Современные социальные, экономические, экологические условия жизни приводят, к сожалению, к увеличению числа детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР). Стабильно растет количество детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР). Еще совсем до недавнего времени этих детей признавали необучаемыми, родителям часто предлагалось поместить такого ребенка в дом-интернат для детей с ОПФР Министерства труда и социальной защиты. Ситуация изменилась с момента принятия в 2004 году Закона РБ «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», когда каждый ребенок в нашей республике получил право на обучение, а родители таких детей право выйти на работу и изменить свой образ жизни.
Для оказания квалифицированной помощи детям с ТМНР, их комплексной реабилитации, адаптации, успешной социализации и интеграции ежегодно укрепляется материально-техническая база центров, во всех ЦКРОиР создана безбарьерная среда, функционируют кабинеты социально-бытовой адаптации, сенсорной стимуляции. На сегодняшний день ЦКРОиР обеспечен транспортом для подвоза детей с ТМНР.
За период с 2008 по 2017 год в ГУО «Костюковичский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» выпущено 9 детей с ТМНР, которые перешли в территориальные центры социального обслуживания населения.
Организация процесса перехода выпускников государственного учреждения образования «Костюковичский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – ЦКРОиР) в государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Костюковичского района»(далее – ТЦСОН) организуется и осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об образовании», Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2011 № 233, Методическими рекомендациями по организации процесса перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в территориальные центры социального обслуживания населения, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 29 октября 2013 года.
Выпускниками ЦКРОиР являются лица с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития (далее – ТМНР). Это категория молодых людей, которые по завершению обучения имеют интеллектуальную недостаточность умеренной или тяжелой степени и группу инвалидности (чаще всего 1-ую), что не позволяет им продолжить обучение в профессиональных учреждениях образования или трудоустроиться. Дальнейшее обслуживание выпускников ЦКРОиР осуществляется в отделении дневного пребывания инвалидов государственного учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения Костюковичского района» (далее – ОДПИ ТЦСОН).
Проблема преемственности перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в территориальные центры социального обслуживания населения решается в процессе сотрудничества специалистов двух ведомств: системы образования и социальной защиты. Переход выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН рассматривается как этап в системе непрерывной социальной реабилитации инвалидов. Применительно к выпускнику ЦКРОиР переход на социальное обслуживание в ТЦСОН означает смену его социального статуса, рода занятий, окружения и места регулярного пребывания. Значит главная цель перехода – это социальная адаптация лица с ТМНР в новых жизненных обстоятельствах, повышение качества его жизни. Так, с 2010 года разрабатывается и утверждаются План межведомственного взаимодействия по организации перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН. В рамках его реализации ежегодно проводятся межведомственные семинары, посвященные данной проблеме, осуществляется международное сотрудничество.
ТЦСОН активно участвуют в процессе перехода выпускников: специалисты посещают все мероприятия в ЦКРОиР с целью знакомства с будущими выпускниками и условиями работы с ними, подготавливают помещения, учитывая особенности молодых инвалидов, продумывают виды трудовой деятельности с учетом возможностей детей с ТМНР. В территориальных центрах создана атмосфера, обеспечивающая детям с ТМНР психологический комфорт.
Преемственность подразумевает межведомственное взаимодействие, нацеленное на сохранение здоровья выпускника ЦКРОиР, приобретенных им навыков, знаний, умений, а также непрерывное их развитие.
Принцип педагогического оптимизма предполагает, что люди с ТМНР обладают той же ценностью, что и другие. Они имеют реабилитационный потенциал, который может реализоваться в условиях благоприятной окружающей среды.
Комплексность означает, что с лицами с ТМНР работает команда специалистов разных профилей.
Сотрудничество с семьей – этот активное участие семьи во всех этапах реализации алгоритма
Учет индивидуальных особенностей – это своевременная фиксация даже самых маленьких достижений, что помогает внести определенные коррективы в план социальной реабилитации лица с ТМНР.
Переход включает в себя 4 этапа: подготовительный, адаптационный, основной и контрольно-оценочный.
Подготовительный этап включает в себя обсуждение специалистами ЦКРОиР и ТЦСОН содержания и методов работы с лицами с ТМНР, определение их перспектив.
Адаптационный включает разработку индивидуальных планов реабилитации, создание условий с учетом потребностей лиц с ТМНР, т.е. организацию безбарьерной, адаптивной пространственно-предметной среды.
Во время основного этапа осуществляется работа по социальной реабилитации, проведение мероприятий, направленных на участие лиц с ТМНР в различных формах общественной жизни, включение их в активное социальное взаимодействие, а также создание условий для обучения лиц с ТМНР навыкам самостоятельности в быту, на улице и т.д.
Во время контрольно-оценочного этапа происходит оценка эффективности межведомственного взаимодействия, анализ достижений и определение путей совершенствования работы по социальной реабилитации лиц с ТМНР.
Реализация программы в отношении каждого выпускника рассчитана на 1,5 года. Работа по организации и осуществлению перехода выпускников осуществляется в 4 этапа (в соответствии с методическими рекомендациями) и начинается за полгода до завершения их обучения в ЦКРОиР.
1. Подготовительный этап (январь – май )
2. Адаптационный этап (июнь – октябрь )
3. Основной этап (ноябрь – май)
4. Контрольно-оценочный этап (май октябрь июнь ).
Для каждого этапа в соответствии с методическими рекомендациями, с учетом специфики местных условий, наличия ресурсов определены задачи, ожидаемые результаты, разработаны планы мероприятий. Планы включают в себя организационно-методическую,информационно-аналитическую направленность, практическую работу с выпускниками и семьями, их воспитывающими, предусмотрено взаимодействие с общественностью по защите прав и законных интересов молодых инвалидов. По мере необходимости планы конкретизируются и уточняются.
Семья – один из главных участников коррекционно-реабилитационного процесса, создающий условия для эффективной работы. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, сделать его максимально приспособленным к пребыванию в коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей с ОПРФ, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультирование по этим вопросам, привлечение семьи к участию в коррекционно-педагогическом процессе являются важнейшими условиями обеспечения преемственности перехода выпускника ЦКРОиР в ТЦСОН (ОДПдИ).
Специалисты отделений регулярно консультируют родителей (законных представителей) по вопросам пребывания молодых людей в отделении. Родители в свою очередь делятся своими наблюдениями за детьми. Процесс социальной адаптации и реабилитации довольно длительный, поэтому постоянный обмен информацией – это важное условие правильной организации данного процесса.
При надомном обслуживании специалист оказывает психологическую помощь родителям выпускника ЦКРОиР, консультирует по интересующим вопросам, расширяет диапазон теоретических знаний родителей, оказывает помощь по психологической разгрузке с использованием различных техник и методик.