Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Памятки и буклеты по теме

Памятка «Этические нормы и правила при общении с людьми с нарушением зрения» 

Наши рекомендации по этике общения адресованы всем, кто в силу тех или иных обстоятельств, постоянно или же изредка — не важно, общается с незрячими людьми, оказывает им помощь и поддержку. Помощь нужна не только незрячему, но и его родственникам, близким, коллегам по работе и просто прохожим. Ведь от них во многом зависит, как будут чувствовать себя в окружающем мире люди, лишенные зрения. Их адаптация к окружающей обстановке и образу жизни зрячих возможна лишь тогда, когда между ними есть понимание, а также своевременная и соизмеримая помощь со стороны зрячих, которая способствует развитию самостоятельности и свободы. Знание психологической ситуации незрячего человека, понимание его проблем общения с миром, который он воспринимает тактильно и на слух, позволят ему открыто идти на контакт.

— следует обозначить факт обращения к незрячему человеку, например, просто дотронувшись до его плеча и (или) назвав его (если известно имя и отчество), а также предложить свою помощь;

— подойдя к незрячему человеку, нужно обязательно назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих. При желании пожать руку, необходимо сказать об этом. Если необходимо завершить разговор, отойти от невидящего человека, нужно предупредить его об этом;

— при возникновении проблемы в оказании помощи невидящему человеку, стоит спросить его о характере помощи и, не смущаясь, попросить подсказать, как ее оказать, либо пригласить компетентного сотрудника для оказания такой помощи;

— если незрячий человек выразил готовность принять помощь и нуждается в сопровождении, нужно предложить ему взять сопровождающего за руку (например, согнув руку в локте, предложить инвалиду держаться за нее выше локтя, за предплечье и двигаться чуть позади сопровождающего (предпочтительно));

— при встрече представиться первым. Представляя человека с нарушением зрения человеку без указанных нарушений и наоборот, следует сориентировать его в сторону собеседника, назвать себя и других;

— чтобы незрячий человек понял, что голос обращен к нему, тронуть его за руку и уже после этого говорить;

— предлагая помощь, встать с противоположной стороны от руки с тростью и дать возможность незрячему человеку взять вас под руку;

— предлагая незрячему человеку сесть, не нужно усаживать его, а направить руку на спинку стула или подлокотник. Не водить по поверхности его рукой, а дать возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть человека с нарушением зрения к предмету и брать его рукой этот предмет;

— осуществляя помощь, следует направлять человека, не стискивая его руку, идти в обычном темпе, не хватать человека с нарушением зрения и не «тащить» его за собой;

— следует описать кратко, где вы находитесь. Предупреждать о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.;

— не оставлять человека с нарушением зрения в открытом пространстве, не предупредив. При уходе необходимо привести его к ориентиру (например, к стойке регистрации), где он будет чувствовать себя более защищенно и уверенно;

— не следует перемещать мебель, документы и другие объекты, не предупредив об этом, не оставлять двери полуоткрытыми;

— обращаться с собаками-поводырями нужно не так, как с обычными домашними животными — нельзя командовать, трогать, играть с собакой-поводырем;

— при необходимости прочесть что-либо незрячему человеку, говорить необходимо нормальным голосом и не пропускать информацию;

— всегда необходимо обращаться непосредственно к незрячему человеку, а не к его зрячему компаньону;

— когда происходит общение с группой незрячих людей, не следует забывать каждый раз называть того, к кому обращаетесь, либо притрагиваться к нему;

— при перемещении нужно предупредить собеседника;

— при спуске или подъеме по ступенькам необходимо перемещать незрячего перпендикулярно к ним, передвигаясь, не делать рывков, резких движений;

— при общении вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

Памятка Принципы общения с незрячими

При встрече со слепым, поприветствовав его, не спрашивайте, узнает ли он вас. Всегда следует сразу представиться. Представляться не нужно, если вы часто общаетесь. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону. Незрячие более восприимчивы к эмоциональной стороне речи, поэтому в разговоре с ними больше внимания уделяйте интонации своего голоса, отражающей настроение. При разговоре с незрячим не старайтесь говорить громко, разговаривайте четко, спокойно, неторопливо. В разговоре со слепым избегайте выражений «пощупайте», «я отведу вас». Лучше: «посмотрите», «я схожу с вами» и т.п. Ведите себя так, чтобы слепой не чувствовал свою зависимость от ваших слов или поступков. Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать. Избегайте расплывчатых определений и инструкций, старайтесь быть точными: «стакан посередине стола». Не проявляйте сомнений, неуверенности в возможностях слепых трудиться, но вместе с тем и беспечности при организации труда инвалидов по зрению. Помните: создание условий для работы незрячих — главнейший фактор в решении этой задачи. Будьте активным слушателем. Давайте собеседнику возможность говорить. Реагируйте, задавайте вопросы, поддерживайте разговор собственными комментариями. Незрячий или слабовидящий человек может не заметить выражения интереса или дружелюбной улыбки на вашем лице, поэтому словами давайте ему понять, что вы его слушаете: «да», «надо же!», «это очень интересно!». В шумном помещении во время громкого разговора не отходите от незрячего, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что вы отошли, и продолжать говорить в пустое пространство. Предупреждайте, когда возвращаетесь, иначе незрячий будет думать, что вы еще отсутствуете. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным. Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.

Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом, не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.