Синдром детского аутизма. Мифы об аутизме.
Существуют определенные мифы по поводу аутизма:
- Аутизм можно вылечить – это миф. Вылечить его нельзя. Люди с ним рождаются и умирают. Аутизм неизлечим.
- Аутист – это человек, который находится в скорлупе. И эту скорлупу можно снять и будет нормальный человек. Этого не произойдет. Аутизм – первозимное нарушение. Нарушено что-то глубоко и все системы нарушены.
- Аутизм – одаренность, нестандартность, с выдающимися способностями. Нет. (20 % аутистов имеют сохранный интеллект. Остальные 80% - интеллектуальную недостаточность).
- Мамы – холодильники. Это тоже неверно. Аутизм имеет биологическую природу, дети рождаются с ним
Причины возникновения аутизма:
- Генетическая предрасположенность.
На 90% - аутизм генетически обусловлен (но ненаследственное
заболевание) г.е. у кого-то из родственников может быть
обусловленность поведения (есть ген, который является носителем и в
каком-то поколении может полностью проявиться).
- Органическое поражение ЦНС.
Аутизмом чаще страдают мальчики, чем девочки – раньше в соотношении 4:1, сейчас 5:1.
Мозг аутичного ребенка больше, чем мозг у обычного ребенка.
Характеристика детей с аутизмом
Аутизм – искаженное психическое развитие.
1.Симптомы аутизма:
- Аутизм - избегание контакта или его отсутствие.
Заметен в раннем возрасте. Наиболее ярко проявляется к 3 – 5 годам (Все понимает, но не говорит, избегает контакта, с детьми не играет).
- Странно фиксирует взгляд. (не фиксирует взгляд на лице, либо быстро отводит, часто смотрит, но не видит). Ребенок с аутизмом полностью всех игнорирует, фиксирует взгляд на пылинках, на воде и т.д.
- Первая улыбка появляется вовремя, но никому конкретно не адресована (улыбка игрушке, дивану, взрослому, маме – одинаково). Не происходит комплекса оживления при появлении близкого взрослого.
- Ребенок не просится на руки. Его может взять любой. Не отвечает на ласки. Не выбирает удобной позы на руках – остается напряженным как камушек.
- Вяло проявляет позу готовности. Многие дети положительно относятся к ласке, но очень быстро пресыщаются.
- Своеобразно реагируют на выход мамы из комнаты (никакой реакции либо яркая выраженная реакция – истерика, которую невозможно остановить.).
- Отсутствие адекватного контакта с детьми на 2-ом году жизни либо принимают активное участие в играх без правил (побегать, поноситься), могут исследовать детей (нос, глаза).
- Нарушение дифференциации: живое – неживое – это проявление аутизма.
2. Феномен тождества – стремление ребенка поддерживать одинаковую ситуацию, постоянство.
Внешние признаки: агрессия, стереотипия (многократное повторение одного и того же). При аутизме дети захвачены стереотипией (подпрыгивания, покачивания, потряхивания возле глаз, бегание у стены следя за своей тенью, накручивание ниточек, облизывание, обнюхивание вещей непригодных для этого, проговор аффективно значимых фраз при рассказе – свернуть с этого сложно.) Отмечается привычка к еде, музыке, игре – одно и тоже много-много раз. С игрушками – предметная манипуляция.
3. Моторное развитие.
Характерна крайняя неравномерность (неловкие, угловатые движения, дисбаланс движений, если просим что-то сделать.) Если сам что-то делает, то может быть очень ловок. Для аутичных детей характерна спонтанная и произвольная деятельность (например: не может сам одеться, но при упоминании, что поедем на машине очень быстро собран, готов, ботинки застегнуты).
4. Страхи.
Дети с аутизмом имеют страхи, которые отличаются большим разнообразием по своей природе.
Диффузные – не конкретные. Наблюдается общая тревожность, беспредметные страхи. Не установить чего ребенок боится.
Так же существуют определенные предметы, которых ребенок боится. Наиболее часто – бытовые шумы (пылесос, штора, дырка в стене и т.д.).
Категории Страха:
- Гиперчувствительные, их природа неясна – проявляются к резким запахам, вкусам, к внешним сенсорным раздражителям
- Сверхценные – объект,которого ребенок боится реально опасен. Но ребенком с аутизмом страх очень сильно переоценивается (объект более усиливает, устрашает). Обычный ребенок быстро преодолевает свой страх.
- Страхи неадекватные – объект,которого ребенок боится с реальной опасностью. Но ребенок с аутизмом выхватывает какой-то объект например прекращает пить молоко, боится всего белого после посещения врача и т.д.
- Аутистические фантазии. Страхи оторваны от реальности. Возникают на реальной почве. Фантазия – нарушение сферы инстинктов. Ребенок описывает видения.
5. Речевые нарушения.
20-30 % аутичных детей – мутичны. Могут иногда сказать четкую фразу. Например открыв холодильник: «А где моя колбаска?» Могут пропеть песню четко. Для речи характерна эхолалия. Эхолалия может выступать в качестве общения. Для аутичных детей характерны эхооставленные (где-то что-то слышал – проговаривает. Видел поезд, вагончики – хлопал в ладоши. Перенос хлопанья в другую ситуацию. Отмечается отсутствие прямого обращения. Неправильное употребление местоимений: мальчик хочет мороженое, Сережа хочет мороженое) Наблюдаются проблемы с идентификацией т.е. выделение себя с окружающего мира. (Общаться с аутичным ребенком необходимо как с обычным ребенком. Так рекомендовать родителям).
Нарушение семантики.
Метафорические нарушения. Игра словами, характерны неологизмы.
В грамматике отмечаются нарушения глаголов.
Нарушение коммуникативной функции речи. Речь – автономна, эгоцентрична. Характерна выраженная стереотипность речи.
6. Интеллектуальная сфера. На западе 60-80 % - отмечается умственная отсталость. При аутизме характерны – разрозненность, неравномерность, скачкообразность. Хорошая механическая память часто встречается. Так же встречается феноменальная память.
На что необходимо обращать внимание у аутичного ребенка:
- Особенности зрительного контакта. (Может не смотреть в глаза, может смотреть сквозь вас, пристальный взгляд), но важно убедиться в этом и не спешить с выводами с первого раза)
- Ограниченные социальные связи (Как себя ведут? Как общаются? Когда все плачут могут смеяться и наоборот)
- Трудности при инициировании и поддержании социальных взаимодействий (Не будешь трогать его – будет сам по себе. Обычно неициативно).
- Трудности с адаптацией собственного поведения согласно ситуации.
- Трудности с распределением внимания и своеобразные аффекты
Можно остановиться на классификации О.С. Никольской т.к. она является сугубо психологической. Она помогает в выборе коррекционных мероприятий: установлению контакта, работе по коррекции речи, смягчению поведенческих проблем и т.д. В зависимости от диагностируемого уровня строится дальнейшая работа по расширению взаимодействия с аутичным ребенком.
О.С. Никольской в 1985-1987 гг. выделены четыре основные группы РДА. Основынми критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой, т.е. степенью нарушения аффективной сферы.
1-я группа – дети с отрешенностью от внешней среды (глубокое погружение в себя).
2-я группа – дети с отвержением внешней среды (стереотипные действия и заглушение неприятных впечатлений извне).
3-я группа – дети с замещением внешней среды (стереотипные монологи у детей с развитой речью с фиксацией на пережитых страхах).
4-я группа – дети со сверхтормозимостью окружающей средой (застенчивость, сверхранимостью).